Главная
   Адм. раздел
   Декларация
   Жизнь и смерть
   Для новичков
   Обычаи
   Экономика
   Персонажи
   Явь и навь
   Заявка
   Боевой раздел
   Костюм
   Магия
   Намеки
   Форум

Древнерусский костюм

К.и.н. Михаил Владимирский

         Созерцая посвященные былинной Руси полотна знаменитых живописцев, таких как Васнецов, Билибин, Васильев, поражаешься их могучей изобразительной силе. Хочется воскликнуть вслед за Пушкиным: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!». Именно их работы и определяют зачастую образ нашего далекого прошлого в современном сознании. Однако, к сожалению, работая над деталями своих картин, художники пользовались, в лучшем случае, материалами XVI-XVII вв., в худшем же - собственным воображением. Между тем, имеющиеся на сегодня данные археологии, наряду с письменными и изобразительными источниками и богатым этнографическим материалом, позволяют довольно точно реконструировать облик наших предков даже отдаленного былинного периода, называемого Древней Русью (т.е. до распада Древнерусского государства в середине XI в.).
         Одежда в те времена несла гораздо большую смысловую нагрузку, чем сегодня, являясь своеобразной визитной карточкой человека. Недаром существует поговорка о том, что «встречают по одежке...»: по костюму человека современники легко могли определить его происхождение, социальное, имущественное и семейное положение. Переодевание в одежду, соответствующую иному статусу, могло привести, как минимум, к ряду печальных недоразумений, а переодевание в одежду другого пола было немыслимо и допускалось разве что для спасения жизни. Так, в древней Скандинавии надевание женщиной штанов, равно как и мужчиной - предметов женского гардероба, считалось достаточным поводом для развода.
         Говоря о костюме древних русичей, имеет смысл начать с детской одежды. Она была однообразной и состояла и у мальчиков, и у девочек лишь из длинной рубашки до пят, сшитой, как правило, из старой одежды родителей. В возрасте 5-7 лет дети вводились в род, вступая: мальчики - в сообщество мужчин, а девочки - женщин. Именно тогда они и получали впервые соответствующую полу одежду.
         Мужской комплекс одежды состоял из рубахи до колен с круглым воротом (иногда прослеживается и воротник-стойка, однако широкое распространение в русском костюме он получает в более позднее время) и свободных, но не слишком широких, прямых штанов с вшитой в шагу ластовицей. Штаны не имели разреза, а на бедрах держались при помощи шнурка - «гашника».
         Женский наряд состоял из длинной рубахи до пят и юбки-поневы, состоявшей первоначально из трех полотнищ, прихваченных поясом, позднее полотнища стали сшиваться вместе, образуя единую юбку с разрезом спереди или сбоку. Во время работы углы поневы можно было подвернуть и заправить за пояс. Поневы делались из яркой клетчатой ткани и богато украшались вышивкой и тесьмой. Еще в начале ХХ в. по расцветке поневы можно было определить область, а то и деревню, из которой происходила та или иная женщина. Сарафан входит в широкий обиход не раньше конца ХI в., являясь одеждой, заимствованнной у скандинавов. Традиционный русский сарафан - глухой, с пришитыми сверху лямками и одевается через голову, скандинавский же сарафан - хрангерок, состоял, как правило, из двух полотнищ, соединявшихся друг с другом и с лямками при помощи парных застежек-фибул скорлупообразной формы.
Одежда изготовлялась из льна (нижняя и летняя) и шерсти, причем ее свободный покрой позволял в холодное время одевать несколько рубах. Шелк встречается крайне редко, практически только как отделочный материал. Рукава рубах подвязывались тесемками. Рукава женских рубашек были длинными, иногда до земли, и собирались на руках в свободные складки, прихваченные у запястий тесьмой, а у богатых женщин - металлическими браслетами.
         Русские всегда любили украшать одежду яркой вышивкой, которая, к тому же, должна была еще и защищать все имеющиеся на ней отверстия - ворот, рукава, подол - от действия всевозможных злых сил. Об этом говорят дошедшие до нас узоры русских вышивок, сохранившие древние языческие мотивы. Сплошь и рядом в них встречается свастика-солнцеворот, изображение Макоши, богини всего сущего, стоящей или объезжающей свои владения на звериной спине, изображение мирового дерева, священных птиц, зигзагов - перуновых молний.
         Из украшений, кроме браслетов, женщины носили бусы из цветного стекла, хрусталя и сердолика и ожерелья, включающие всевозможные украшения-подвески. Дети и женщины надевали привески-бубенчики из бронзы, реже из серебра, привешивавшиеся обычно к поясу. Бубенчики, связанные с богом грозы Перуном, играли роль оберегов. Типично славянским женским украшением были височные кольца, имевшие различную форму у разных племен.
         Одним из важнейших элементов костюма являлся пояс. Появиться неподпоясанным считалось неприличным для мужчины и совершенно невозможным для женщины, за исключением определенных культовых обрядов. На браслете ХII в. сохранилось изображение неподпоясанной девушки с распущенными волосами и динными рукавами, плывущей в танце. Вероятно, там запечетлена сцена языческого праздника Ивана Купала.
         Женские пояса всегда были матерчатыми: ткаными или плетеными, а мужские - кожаными. Ременные пояса с древнейших времен считались мужским атрибутом - главным признаком воинского достоинства, ведь каждый мужчина потенциально являлся воином. Мужской пояс составлял 1,5 - 2 см в ширину, имел металлическую пряжку и, довольно часто, наконечник. Люди, принадлежащие к полиэтничной дружинной культуре - профессиональные воины и вожди купеческих ватаг, любили носить заимствованные у степных воителей наборные пояса - ремни, покрытые серебряными или бронзовыми фигурными накладками. К поясу подвешивались всевозможные необходимые вещи: нож, оселок (у мужчин), гребень, часто сумочка-кошель для всевозможной мелочи, у женщин еще обязательно и игольник - деревянная или костяная трубочка с иголками, а также обереги: миниатюрные подобия оружия у мужчин и домашней утвари, а также животных, коньков и коров (у женщин).
         Головные уборы были самыми разнообразными, из них можно выделить три типа: колпак, шапка и головная повязка. Колпаки делались цельноваляными из шерсти, полукруглыми или остроконечными. Это очень древняя форма головного убора, являвшаяся, кроме всего, еще и удобным подшлемником. Колпаки были также и четырехчастными, сшитыми из четырех войлочных или кожаных треугольников, иногда их отделывали тесьмой по краю и швам.
         Шапка, головной убор полусферической формы, часто из яркой нарядной ткани, отороченный мехом, известна лучше всего по древним идолам и изображениям князей. В Северной и Западной Европе такой вид головного убора называли русской шапкой.
         Головные повязки, удерживающие длинные волосы, изготовлялись из самых разных материалов: кожи, ткани, бересты. У женщин это был девичий головной убор, называвшийся «краса». Он представлял собой повязку из яркой дорогой ткани, украшенную как можно богаче. «Красу» часто расшивали серебром, жемчугом или даже золотом. Носили также тонкие металлические венчики - диадемы. Замужние же женщины и вдовы всегда покрывали голову платком-«повоем», который также мог богато украшаться.
         Обувь была в основном кожаной. Археологи находят и грубые, скроенные из одного куска кожи, поршни, и изящные, сшитые на колодке башмаки - изделия городских сапожников, иногда украшенные вышивкой или узором из продетых в специальные прорези ремешков. Сапоги, изначально обувь кочевников, были распространены довольно мало, а на Северо-Западе Руси, в Новгороде и Пскове, вообще появились только в ХI в. Вся обувь не имела каблуков. Любимые же художниками яркие сапоги с каблуком и загнутым носком появляются у нас только после монгольского завоевания, в XIII-XIV в.в.
         Простонародье охотно обувалось в лапти, не столько по бедности, сколько потому, что эта легкая, удобная и гигиеничная обувь была чрезвычайно удобна, например, при полевых работах.
         Обувь надевалась на шерстяные носки-копытца без пяток, вязаные иглой, или портянки. Сверху наматывались шерстяные обмотки-онучи, поднимавшиеся на три четверти икры. Мужчины наматывали их поверх штанов, а женщины - на голую ногу.
         Ткани и нитки для вышивки окрашивались при помощи натуральных (растительных и минеральных) красителей. Самыми дорогими красками считались синяя, получавшаяся из корней дикого калгана с квасцами, и красная, в которую красили корнями подмаренника, сабельника, стеблями зверобоя и т.д. В качестве красителей широко использовались ивовая и дубовая кора, луковая шелуха (они дают коричневый цвет), крапива, трилистник (зеленый), цветы череды, ириса, золотарника (желтый).
         Верхней одеждой древних русов являлся плащ прямоугольной формы, длиной обычно до середины икр. Он делался из двойного слоя шерсти, мог подбиваться мехом, богато отделываться по краю тесьмой и вышивкой. Плащ скреплялся на груди застежкой-фибулой. В Х в. у представителей высших слоев общества появляются заимствованные у южных соседей, хазар и алан, кафтаны. Ранние русские кафтаны были льняными или шелковыми, с разрезом сзади или с боков (для удобства верховой езды), с круглым или стоячим воротом. Последний мог отделываться мехом. Кафтаны имели левый запах, застегивались на пуговицы с петлицами, числом до двадцати, застежки украшались «разговорами» - горизонтально нашитыми полосами шелковой тесьмы или тесьмы, сплетенной из шелковых и серебряных нитей (чего у степняков никогда не было). Кафтаны шились длиной чуть ниже колен или же до середины икр. В этом случае они делались очень свободными и подбивались мехом, представляя собой род шубы. Богатая верхняя одежда всегда считалась дорогим подарком, достойным князя или царя.
         Русский комплекс костюма, сформировавшийся еще в древности, просуществовал, видоизменяясь и дополняясь, вплоть до наших дней, по-прежнему представляя собой самобытную, нарядную и очень удобную одежду.

Примеры костюмов

рубаха со вставками
кафтан азям шойданник
костюм жениха
мужские рубахи
нагрудник
насов понева кика
порты
празднечный костюм
сарафан и насов
сарафан
шушпан

Hosted by uCoz