Главная
   Адм. раздел
   Декларация
   Жизнь и смерть
   Для новичков
   Обычаи
   Экономика
   Персонажи
   Явь и навь
   Заявка
   Боевой раздел
   Костюм
   Магия
   Намеки
   Форум

ОБЫЧАИ, НРАВЫ, ВЕРОВАНИЯ

         Мы играем в дохристианскую, языческую Русь – это главное. Поэтому при встрече с Горынычем бесполезно верещать: «Отче наш, иже еси…» Он пока что не еси.
         Славяне верили в своих богов (которых на игре не будет) и олицетворяли природу и некоторые иные явления жизни. То есть на игре будут духи леса (леший и пр.), духи воды (водяной, анчутка), духи воздуха (райские птицы), духи гор/сопок (вилы), духи животного мира (кот, Арысь-поле), домашние духи (домовой, кикимора), а также Лихо, Правда и Кривда, Планида и многие другие.
         Поклонение богам не требуется, но если кто-то пожелает, то можно.
         Нас интересуют обычаи и обряды, необходимые на игре.
         Рождение.
         Ребенок рождается не «вообще», а у конкретной женщины, она считается его матерью. Т.е. игрок, пришедший из Страны мертвых, еще никто, его нет. Согласившаяся его родить женщина начинает громко вопить, изображая родовые схватки, и вместе с бабкой-повитухой и будущим ребенком (женщина только в рубашке, без пояса, с расплетенными волосами, ребенок тоже только в рубашке и без пояса) удаляется в особое огороженное место. Отец ребенка ожидает результата снаружи.
         Роды отыгрываются так. Женщина стоит на коленях, расставив ноги, а ребенок проползает между ее ног – лицом в землю, головой вперед, желательно не отрываясь от земли. Оторвался от земли – будет родовая травма, за каждую травму детство затягивается на полчаса. Как только показалась голова между колен – бабка обязана ребенку помогать, можно тянуть за руки. Если женщина приподняла колено от земли, поскольку крупное дитя не проходит – значит, травма у нее, после родов она болеет полчаса (сидит или лежит, не бегает). Если женщина, не закончив роды, поднимается с колен – умерла родами.
         Рожденного ребенка бабка «повивает» (в натуре – перевязывает пуповину, на игре – обвязывает поясом) и выводит из закутка, передает родственникам.
         Магические осложнения при родах.
         Рядом с помещением, где происходят роды, могут появиться Судьбички или Планида и предсказать ребенку будущее – то есть дать какое-то задание что-то сделать в детстве или отрочестве. Отец ребенка их видит и слышит, но вмешаться и как-то повлиять не может, его дело – только запомнить, что его ребенку напророчили, и если это хорошее – способствовать, чтобы сбылось, а если плохое – способствовать, чтобы не сбылось.
         Крещение.
         Рожденного ребенка необходимо окрестить по языческому обряду. Девочку показывают земле, мальчика – солнцу. Брызгают водой и дают детское тайное имя, которое знают только родители.
         Детство.
         Родившийся в течение часа остается маленьким ребенком. Он ходит в одной подпоясанной рубашке (без брюк, поневы или сарафана) и может использоваться только на мелких работах («принеси маме ложку, принеси папе миску»). Ни в коем случае не сражается, только играет (девочки – в кукол, мальчики – в лошадок, все – в прятки, пятнашки и т.д.), может сказки слушать, если есть кому рассказывать. Такой ребенок – лакомое блюдо для Яги, его охотно ворует Бабай.
         Отрочество.
         Через час после рождения ребенку исполняется 7 лет. Его «принимают в род» - обряд на усмотрение рода. Внешне это выражается в том, что на ребенка торжественно надевают штаны, поневу или сарафан (в зависимости от пола, естественно). Ребенку дают взрослое имя, которое можно сообщать всем.
         Отрочество также длится один час. Отрок почти ничем не отличается от взрослого, кроме отсутствия самостоятельности: он делает то, что велят взрослые. Это касается обычных людей. Богатыри и приравненные к ним лица становятся взрослыми сразу после обряда принятия в род. То есть они отроки, но их способности сильно превосходят способности обычных взрослых, никто им не указ.
         Во взрослые отрок переходит без всяких обрядов (в древности юноши уходили в куда-нибудь подале и жили в «мужском доме», чтобы, так сказать, перебеситься на воле, но на игре этого не будет. У нас уже есть Мужской дом как отдельная команда, одного хватит. Впрочем, если у них будет мало народу или кто-то просто с ними договорится, то можно на час туда отправиться и «перебеситься»). Просто по истечении срока отрочества он считается взрослым, самостоятельным и может жениться / выходить замуж.
         Свадьба.
         Это очень сложный и длинный обряд, сопровождающийся песнями, плясками и пьянками. Рекомендую обратиться к хрестоматиям по русскому фольклору, там есть и описания этапов свадьбы, и песни. Возможно, подробные инструкции даст Яга, но пока что я отдаю этот обряд в руки игроков. В конце концов, в современной свадьбе много отголосков старины.
          Только учтите, венчались наши предки не в церкви, они обходили 12 раз вокруг ракитова куста (ива, верба – если ракиты не найдется). Не забудьте сплести венки и ими обменяться.
         Кстати, свадьба возможна только утром, до полудня. Вечерняя свадьба          открывает ворота ночи и навлекает несчастья на молодых.
         Похороны.
         На игре частенько случается такая неприятность, как смерть. Покойника обязательно надо похоронить, иначе ему плохо будет на том свете.
         Строится домовина (шалашиком складываются несколько веточек), туда заползает покойник и ложится в позе зародыша. Живые рассказывают, какой он был классный воин (или хорошая хозяйка – в зависимости от пола), и поджигают домовину (отыгрывается навязыванием красной тряпочки). Покойник выползает из шалашика и в белом хайратнике идет в Страну мертвых. А живые «затаптывают» огонь, становятся или садятся на это место, поют веселые песни, выпивают чарку и расходятся.
         Похороненный по обряду выходит из мертвятника через 40 минут, не похороненный, пришедший самоходом, сидит там 3 часа. Он может, конечно, быть использован за это время в нескольких нужных ролях (как объект охоты, как верховое животное и т.п.), но человеком родиться сможет не раньше чем через 3 часа.
         Конечно, если вас прикончили в глухом месте, где вас и за три часа не отыщут, то лучше сразу идти самоходом в трупятник – в конце концов, вы ничего не теряете. Если же это произошло в людном, но вражеском месте – ждите.
         Тому, кто пройдет мимо покойника и не похоронит его, несмотря на все его просьбы, ничего не будет. Это абсолютно ненаказуемо.
         Купальская ночь.
         Это праздник распустившихся и распоясавшихся. Это ночь единения двух миров. Это ночь очищения от скверны и торжества жизни.
         Чтобы правильно провести купальскую ночь, следует снять пояс, распустить завязки на рукавах, расплести волосы. Начинается ночь с того, что женщины собираются отдельно, мужчины – отдельно, явь – отдельно, навь – отдельно. Отдельно они пляшут свои танцы и поют свои песни. Потом все компании смешиваются и отдаются стихиям. Прыгают через костер, топают по воде, валяются по земле. И вступают в сексуальную связь с тем, кто согласится (я гетеросексуальную связь имею в виду). В том числе вполне допустима связь между навью и явью. Девушка, понесшая в купальскую ночь от представителя нави, считалась завидной невестой: ее дети будут здоровы и сильны (к тому же она обеспечивает на следующий день быстрое рождение ребенка). Парень, уговоривший русалку, мог больше не опасаться воды: ему не утонуть. Ну и так далее… Как вы это будете отыгрывать – ваше дело (может, реально, а может, отжиманиями), главное – не забудьте получить от нави феньку, которая и будет свидетельствовать о вашем купальском успехе.
         Этим праздником начинается игра, это первая игровая ночь.
         Побратимство / посестримство.
          Было чрезвычайно распространено, особенно среди конкурентов. Например, встретились два богатыря. Кто сильнее? Они меряются силой (можно дуэль устроить), кто победил – тот старший брат, кто проиграл – младший. Они обмениваются какими-то личными феньками и считаются родственниками, что чрезвычайно полезно для оживления из мертвых.
         Брататься можно и с волшебными существами, если это, конечно, не монстры.
         Мужчина и женщина редко становились побратимом-посестримой, но бывало. Среди женщин посестримство было распространено чрезвычайно мало: женщина – существо семейное, посторонние тетки ей не слишком интересны.
         Семья.
         Многоженства как такового не было, но женатый мужчина мог взять «младшей» женой вдову своего умершего брата – вдове не принято жить одной, надо срочно выходить замуж – либо за вдовца, либо идти в семью к кому-нибудь. А если вдова – совсем уж сирота и никто не женится – ну что ж, ей приходилось идти в семью, кто пригласит, и уж она там значила меньше хозяйской кошки.
         Старших принято было слушаться беспрекословно: либо ты слушаешься и делаешь то, что тебе прикажут, либо уходишь из рода и ищешь счастья на стороне.
         Впрочем, желание выросших сыновей пойти по свету поискать счастье очень уважалось, не отпустить нельзя.
         Почему в сказках мачеха так загружает работой падчерицу? Потому что, когда та пойдет замуж, ей надо выдать положенное приданное. Значит, чем больше из этого приданного будет сделано ее руками, тем меньше урона младшим, мачехиным дочкам.
         Кстати, примерно поэтому старшие сыновья не любят младшего: старших, женившихся, принято было отселяться, и им приходилось начинать жизнь в новом доме и наживать богатство почти с нуля. А младший оставался в родительском доме навсегда, он должен был заботиться о родителях до их смерти, и все, что было нажито, оставалось ему.
          Город (царство).
         Город – это сборище разных людей, и далеко не все они родственники. В городе есть царствующая фамилия, двор (придворные и слуги), дружина, жители. И обязательно есть бабушка-задворенка – мягкий вариант Яги. Она живет на окраине («за двором», знает очень многое, именно у нее останавливаются герои и героини, вынужденные путешествовать, от нее узнают последние новости. Она же служит посредником между героями и теми, кто героям нужен, особенно если герои не торопятся объявить о себе.
         Купцы, прибывающие в город, обязаны прежде всего явиться к царю, рассказать новости, а потом уж идти торговать.
         Что касается царской фамилии, то был такой обычай: до 13 лет царские дети на людях не показываются, сидят дома (кстати, царь Иван, будущий Горзный, а это уже 16-й век, тоже этому обычаю подчинялся – только в 13 лет его торжественно вывели к подданным). В сказках частенько дети вообще в помещении заточены и даже света белого не видят – только при свечах живут. А стоит ребенку ослушаться старших и выйти – как непременно в какое-нибудь приключение вляпается. Это намек.
         Нравственность.
         Разбой и воровство, убийства. А вот этого на игре не будет. Мирных жителей и вообще безоружных убивать запрещено! Женщин принято похищать, но не убивать (разве что съесть, если похититель – Змей). Ненавистным родственникам и служащим принято задавать трудные задачи (но по игре реальные, не луну с неба), чтоб они, выполняя их, сгинули сами. В крайнем случае – отравить (из отравляющих веществ – только змеиное сало). Мужской дом тоже этим законам подчиняется, мирных жителей они убивать и грабить не должны – в этом нет славы. А вот напасть на змеиного посланника, на мимо проходящее войско, на богатыря какого-нибудь (может, потом и побратаются, но почему бы не напасть прежде) - это сколько угодно.
         Милосердие. Как таковое не слишком развито. Если помните, очередной Иванушка, когда шел добывать кощеево яйцо, хотел подстрелить то утку, то зайца – и не подстрелил не из жалости, а потому, что каждое из животных сказало: «Я тебе еще пригожусь!» Это просто сделка. Ищите выгоду!
         Вежливость. Конечно, меж людьми принята вежливость в нашем понимании: здороваться при встрече и так далее. Но вот если вы припретесь к Яге и скажете: здравствуй, бабушка, - судьба ваша будет печальна. Во-первых, следует повернуть избушку (слова известны из сказок), дождаться, когда Яга первая заговорит (типа – куда прешь), а потом ответить примерно такими словами: ах ты старая карга, ты маня, добра молодца / красну девицу сначала накорми, напои, в баньке попарь, спать уложи, а потом спрашивай! И уж когда вы пройдете все эти испытания, только тогда наступит время вежливости в нашем традиционном понимании.

 

Hosted by uCoz